ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ

К «ИСТОРИИ ПОЛКА»

(по сути – дополнения, уточнения, детализация исторического очерка )  

 

Авторы – солдаты, офицеры полка и частей

авиагарнизона Данилово

 

Байки , случаи , истории , басни, стихи , были , рассказы , воспоминания ,

посвящения из жизни   нашего полка и гарнизона

Хотите – верьте, хотите – нет: время размывает память,

       но если   что-то искажено   сильно – подскажите!                     

 

Д О П О Л Н Я Й Т Е !

 

Письмо Исангулова Т.Ф.


Добрый день, Сергей Петрович!

     Разрешите представиться: рядовой Исангулов Тагир Фаритович, годы службы в 681 ИАП весна 1984 - осень 1985 г.г., механик группы РЛО 2АЭ. Родился, вырос и сейчас живу в г.Уфа, К.Маркса 40-166 (дом напротив ШМАСа). Оказывается, мы были с вами земляками. После службы работал на производстве, выучился в Башгосуниверситете на историка и уже 20 лет работаю в архивной службе республики.

    Блуждая по Интернету, набрал в Гугле "40365" ни на что не надеясь и обнаружил Ваш сайт про наш полк, часть и базу. Мы, полковые, по- юношески считали себя «белой костью», все остальные подразделения объединялись в одно имя нарицательное и даже уничижительное «база» … «ходить как база» … т.е иметь неряшливый вид и т.д.

    С огромным интересом, на одном дыхании прочел Вашу книгу. Большое спасибо за то, что нашли время, силы, терпение обобщить материал и написать такой труд. Под впечатлением нахлынули воспоминания о срочной службе в в/ч 40365 с момента, когда мы выпускники Казанского ШМАС, прошли через КПП части и до получения «обходника». Вспомнил давно забытые фамилии и лица. Захотелось пообщаться с однополчанами, как Вы сказали на тему: «А помнишь? ...». Один такой сослуживец есть, рядовой Гайсин Радик Сабитович, механик группы АВ 2 АЭ. Мы одного призыва, живет в Уфе, отслужил в милиции, много раз ездил в командировку в Чечню, сейчас на пенсии.

    Командиром 2 АЭ был пп-к Юркус В.В., зам. по п/ч  м-р Челпанов В.Ю.  Они нас, «молодых», встретили и долго проводили беседу в Ленинской комнате на 1 этаже казармы, особенно продолжительно, выразительно, красиво и складно говорил Челпанов В.Ю. Однажды вечером 10 августа 1984 г. он приехал на своем «Москвиче» в казарму, посадил л/с 2 АЭ в Ленинской комнате, меня поставил перед товарищами (сердце ушло в пятки, где провинился?) и … поздравил с Днем рождения. Я был приятно изумлен, что старший офицер помнит о дате рождения рядового и находит время в своем плотном графике для личного поздравления. Настоящий политработник! На таких офицерах, наверное, и держался моральный дух нашей Советской Армии. Потрясен, узнав о его гибели. Вячеслав Ювенальевич был одним из тех офицеров штаба, который, согласно Устава ВС, всегда отдавал честь Знамени полка. В караул «под Знамя» я ходил 41 раз и знаю, что честь Знамени полка всегда отдавали м-р Евлампиев С.П. и к-н Водяшкин К., а остальные офицеры подчас игнорировали этот ритуал . Может, торопились, может, привыкли…

    Позже командиром 2 АЭ назначили пп-ка Бояринцева О.А., зам. по п/ч  к-на Сафиуллина. Старшиной 2 АЭ был ст. прапорщик Долгов А.С. Прошу внести меня и ряд. Гайсина Р.С. в виртуальный список нашей части.

P.S.

     Прощаясь с полком, сбегал на аэродром. ИПУ было закрыто, постоял на ЦЗ, вспоминая полеты, как контрили головные уборы у «тормозников», мотали шланги АПА, выставляли коды и время на СО-69, проверяли РЛС, пересчитывали инструмент, расписывались в ЖПС. Потом ждали объявления о посадке «своих» самолетов, пробивались через ватагу механиков и техников к разгоряченному после полета летчику, чтобы задать вопрос: «Товарищ …, с перехватом?», и ждать своей очереди, чтобы подняться на стремянку и поставить тумблеры в исходное положение, проверить лючки, на кассете с фотопленкой написать фамилию летчика и отдать на проявку. Наш начальник группы РЛО ст. л-т Иванов В. учил нас, что мы должны до мелочей исполнять обязанности механика в любом состоянии, хоть трое суток не спавши, хоть выпив бутылку водки. Прощался с аэродромом и вдруг захотелось встать на колени и поцеловать бетонку... так и сделал. 

                                                                                                                                                             С уважением, Т.Ф.Исангулов






 

НАВСЕГДА.

 

                                 «Кондор – старт ! Я – полсотни второй ! –

                                 Сквозь эфирные трески звучит .

                                 Горделиво стою : « Это – мой!»

                                И восторженно сердце стучит …

  

                                 Искрометный форсаж и разбег ,

                                 Энергичный уход в небеса !

                                 И запомнились мне навек

                                Эта явь, этот взлет . Навсегда !

                              

                                 Сотни взлётов - посадок потом ,

                                 Годы службы , иные   места …

                                 Как мальчишка , с открытым ртом ,

                                 Продолжаю смотреть   в   небеса …

 

                         @ Петрович – 40 365 . Набережные Челны. РТ.

 

 

*

Зима. Холодрыга собачья - 30. 3 часа ночи. Тревога, но действительно неожиданная . По прямой до стоянки 2 км. Рядом из автопарка выскакивают с ревом машины обеспечения. Не от большого ума прыгаю на подножку машины, кажись АПА-5. Держусь, что есть сил, а машина прет по колдобинам. Наконец выезжаем на прямой участок. Скорость под 60. Думаю - надо лезть в кабину, а то замерзну нахрен. Открываю дверь и суюсь на полной скорости из непроглядной тьмы.  

         Как водила руль не бросил - не знаю. Но от ужаса он орал сильно!

 

   @ А. Кесарийский – 40 365 . Москва .

 

         Закончилось построение полка у казармы . Личный состав через КПП     выходит к дороге . Перед штабом стоят командир полка , начальник политотдела , начальник   штаба , старший инженер и прапорщик Пчельников – что-то обсуждают . От КПП к ним чуть ли не строевым шагом приближается лейтенант.   Сразу видно – двухгодичник : строевой   шаг как у участника «Зарницы». Видя, что руководящий состав занят обсуждением какого-то вопроса , выпускник гражданского ВУЗа на какое-то время застывает в последнем шаге : не приставляет   правую ногу и не подносит правую руку к головному убору . Но командир замечает проблему «строевика» и обращает взгляд к нему . Лейтенант приставляет ногу , и ( приложив   руку к голове ) докладывает : «Товарищ подполковник !   Лейтенант Самойлов для   прохождения службы явился !» . Лицо подполковника   Маренкова озаряет   доброжелательная , но   несколько   снисходительная улыбка:   «Картину художника Иванова «Явление Христа народу» видели ? Так вот – только Иисус Христос «является» , а   все мы ,   простые   смертные , можем   только   «прибывать». Институтский офицер мгновенно исправляется : « Так точно , товарищ командир ! Для прохождения службы прибыл !» . «Кто прибыл-то ?» - уточняет фамилию , но уже с чисто доброжелательной улыбкой,   Алексей Констан-   тинович . «Христос …» - лейтенант явно волнуется . «Да нет же ! Мы ж договорились , что Христос является , а Вы - прибыли !» . « Самойлов . Лейтенант Самойлов !» - соображает наконец вчерашний студент . Не уверен, спустя много лет , что именно Самойлов так представлялся командиру . Может Султанов , может Оржевский , может   Вафин – память на   лица   время   стирает . Но яркие , интересные сюжеты жизни неизменно остаются с каждым из нас .              

Время над ними не властно .

 

@ Петрович – 40 365 .

 

*

 

           Лето. Ночные полеты. Выпускали мы СУ-15, еще в темноте. Через полчаса начало светать. А когда солнце над горизонтом выкатилось, потянулись они чередой на посадку. Один плюхнулся, другой, третий… Вдруг на СКП суета, сирена воет, пожарка понеслась к концу взлетки, за ней скорая. Командир в летном комбезе сломя голову несется через летное поле…

Со стороны ближнего северного привода идет на посадку 05-й с пылающим шасси! Зрелище жутковатое! Сам дернулся было бежать. Но тут до меня дошло, что вечером, накануне полетов, Гена – техник 05-го, выпросил у меня банку красной флуоресцентной краски.

       Эстет, блин!            

 

@ А . Кесарийский – 40 365 .

 

*

 

             Ветераны полка частенько рассказывали нам , лейтенантам 70-х годов , раз- личные истории . Так сказать – передавали из уст в уста , дабы мы выводы для себя соответствующие делали , мотали на ус правду жизни .      

Дело было где-то в конце 50-х годов . Прибыл в наш полк старший лейтенант. Лётчик . Но не истребитель , а «правак» с   какого-то бомбёра. То ли дядя у него в Генштабе служил , то ли жить не мог без   сверхзвуковых полетов – первое время в полку на сей счёт единого мнения не было . Но схватывал он новое весьма ус-пешно , быстро и подчас даже в теоретических дискуссиях опытные пилоты приз- навали его правоту. Одним словом – способный , смелый , перспективный . Одно ему только не давалось – момент отрыва от ВПП : руки ( обе!) инстинктивно искали …штурвал ! А тут – «однорукая» РУС. Да ещё РУД …Вообщем,   начальство зачесало «репу» : и пилот способный , и со взлетом проблема .Что делать ?    

А помогло ДТП . Ехал как-то бывший летчик бомбардировочной авиации с семьёй и грибами на своём «горбатом» ( «Запорожце») из леса . Проехав Куяр , газку добавил , а тут – на железнодорожном переезде - шлагбаумы в горизонталь пошли. Надо же : раз в сутки поезд ездит , а тут -бац ! и перекрыли путь машине . Сработал лётный навык : «баранку» - на себя …Все остались живы и здоровы , но крышу«запору»   снесло . Кабриолет!    

Именно с   тех пор лётчик про штурвал забыл, уверенно   пользовался   ручкой управления самолётом . И РУДом . Как все . И летал классно .    

Не зря в народе говорят: «Не было бы   счастья , да   несчастье   помогло»…Но лучше , добавляли наши ветераны , свою стезю с детства выбирать . И идти к ней без «зигзагов» и кабриолетов .

     Так надёжнее .          

 

@ Петрович – 40 365

 

                                                                 

     Лето. Июнь. Зелень, птички поют. Благодать. Притащил свой 07-й на полеты. Заправил. Тут и летчик пришел. Запихнул его в кабину, ремнями затянул. Стали запускать правый движок. А из сопла как жахнет! И дым белый повалил. Движок остановили. Летчика гулять отправили, а я прицепил самолет к тягачу и оттарабанил на площадку. Разбираться.

Залез под самолет – хоть кино снимай «в мире животных». В нише левой стойки шасси гнездышко пристроено и яичко лежит. А тут и начальство пожаловало. Стоит рядом с самолетом и дурные вопросы задает про топливный насос. Думаю, не хватало еще им гнездышко увидеть. Сунул я его втихаря за пазуху, а сам боком, боком на четырех и под самолетом. Инженер увидел и орет, мол – ты куда! А я как обезьяна на четвереньках,

боком и в кусты! Достал гнездышко, пристроил в кустах, а потом и сам вышел к начальству. Иду и одежду поправляю. А главный инженер с начальником ТЭЧ от смеха давятся. Махнули рукой и уехали.

А стартех мне говорит, мол не переживай и у меня по молодости тоже медвежья болезнь была, когда с техникой аварии случались.

А птичка оказалась и не виновата. На командоаппарате полетел концевик.

                                                                           

©А.Кесарийский.-40 365. Москва.

 

 

*

 

Ходила в гарнизоне одна байка про начальника гауптвахты старшего лейтенанта Крылова , прибывшего на   эту должность не   по   своей воле и не в       качестве   повышения   по службе. Бывает и   такое . Была жена у него артисткой   музтеатра   и это обстоятельство   давало   иногда   арестованным   военнослужащим ( авиаторам , морякам, ракетчикам и иным) приобщиться к высокому   искусству на месте .Так сказать – не отходя от   кассы .То есть – от гауптвахты .          

А дело происходило так . По телевидению местному шло выступление местной же   театральной труппы и   Крылов давал команду начкару всех «зрителей» из камер вывести в комнату , где был телевизор . Если качество изображения и звук были плохими , то артисткин муж вполне профессионально «переводил»   слова , предложения   опереточной партии в   исполнении его жены,       показывал пальцем – кто есть кто на экране . Делал он всё это очень эмоционально , успевая шлёпать   по затылкам тех   «рестантов» , которые   сачковали       и неохотно шли на контакт с миром прекрасного .          

Всё было бы хорошо , но однажды   во время   культурного мероприятия захотелось покурить одному из матросиков .Вышел он спокойно на улицу и направился в сторону ресторана «Колос» (влево по Ленинскому проспекту ). Каким-то образом разжился сигаретами , даже успел изрядно выпить по дороге       обратно ( наш народ свою армию любит!). Да выпил не раз и , возвращаясь в камеру, запел громко и с чувством . Но не ариозу , не эстрадный хит, а «Наверх       вы товарищи , все по местам ! Последний парад наступает !».                        

Добавил Крылов «сидельцу» ещё несколько суток … за «отвратительный       эстетический вкус». Больше «рестантов»   у телеэкрана   не собирали ….                            

Кульпросветработой Крылов больше не увлекался .

 

         @ Петрович – 40365 .

 

*

 

У дежурной   пары - столпотворение ! Народу – как на демонстрации . Но народ не военный , не в форме , а партноменклатура разных уровней       из всех республик и областей Среднего Поволжья . Какое-то совещание       в Йошкар – Оле проходило , вот в рамках этого мероприятия и привезли их на наш аэродром . Нигде же , кроме Куйбышевской области , авиаполков нет , можно и похвастать перед соседями !              

Командир наш лаконично (всё равно не поймут!) и образно (военную       тайну надо хранить!) даёт пояснения гостям . А те , ровно дети , всё норовят   самолёт потрогать руками , на штанге ПВД повисеть , цветочек куда       запихать , солдата с   оружием по   плечу похлопать   и т.д. Командир терпел как и сколько мог , но   когда мужичок из   Чувашии   весом под 150       килограмм   начал   ракету   пытаться с   пилона   стащить , решительно направился к   вандалу . Его   опередил техник   самолёта ( кажется   Сеньков Иван ?)   и уберёг своего   командира от рукоприкладства :   быстро   зажёг спичку и   поводил   её   около   оптического   элемента ТГС . Та мгновенно       пришла в движение ! И любознателный партаппаратчик,   и большая часть       экскурсантов , наблюдавших   действия   своего чебоксарского   коллеги , в       считанные секунды   отскочили   в сторону старого СКП .              

Говорят же в народе : «Пусти козла в огород …» .        

@ Петрович – 40365 .

                                                                                     

 

 

                                                                                     *

 

 

 

 

1988-1989 г точно не помню (точнее помнит Гена Гаврилина- это был его самолёт) -весна, май  число4-6, шли нормальные полёты в составе полка. Полёты шли к концу ,время примерно 23:45  в воздухе оставались 1-2 самолёта. Я со  стартехом Поповым устанавливал тормозной парашют , когда за деревней Кузнецово  образовалась на полнеба вспышка света.

На ИПУ началось движение, а чуть позже прошла информация ,что катапультировался лётчик Юра Кузнецов. За ним от стратегов поднялся поисковый вертолёт  а наземная поисковая группа во главе с капитаном Казаковым на Урале с радиостанцией выехали в район поиска за Кузнецово.

На улице ночь , ничего не видно, а ещё и туман опустился. Проездили мы всю ночь без результата. Утром рассвело ,туман рассеялся, с нашего аэродрома поднялся вертолёт: он с воздуха увидел место падения и по радио навел нашу группу к месту аварии-оказалось, что мы были очень рядом.

Прибыли на место. В поле недалеко от просёлочной дороги  на окраине деревни воронка ,везде обломки самолета ,воронка парит. Приступили к поиску плёнки САРПП .И вот тут я не помню ,откуда он взялся и фамилия под сомнением(по моем штабист - он только что прибыл в полк после академии) приказывает Казакову прекратить поиски до прибытия начальства из дивизии.

Казаков ему обьяснил, что медлить нельзя: эмульсия на фотоплёнке в бронекассете может от температуры и влажности испортится ,но  штабист стоял на своём. В конце концов Казаков откровенно послал его на три буквы и поиски продолжились дальше . На УАЗике приехал ком полка Насыров :штабной тут же доложил ,что его послали, на что комполка мягко ему объяснл, что Казаков как старший группы поиска прав.

Поиски шли своим чередом .Кто-то раскапывал яму ,кто собирал куски самолёта. Ну как говорится воина войной, а кушать хочется .И тут кто-то из прапорщиков вспомнил, что в поисковой укладке должен быть сух. пай и он точно был на месте и по- тихоньку начат нами уничтожаться .Предложили Казакову кусочек галеты: он долго не мог понять откуда у нас еда ,а потом понял и приказал выдать весь запас личному составу.

    Кассету  нашли , но САПСовцы во главе с А.Васильевым  долго искали  кресло и фонарь . Но и 

их  нашли - деревенские  "подсуетились" ночью  и домой  их умыкнули  .Думали, что уже не понадобятся , повинились. Тоже люди .

    Люди были  и   бывают разные  .                                                                            В/ч 40365.

 

  Краснов А.                                                          

 

 

                                                               

*

 

 

Такова уж специфика службы в авиационном полку , что «шагистики» , «чи-   нопочитания» , чрезмерной строевой выправки на аэродроме вряд ли кто требовал . Однако солдатики наши по молодости и   несмышлёности   иногда «теряли   нюх» и тогда командиры всех   степеней через строевую подготовку внедряли в   неокрепшее сознание молодых воинов   требования армейской субординации .   Или поручали заместителям по политчасти провести разъяснительную работу с   нерадивыми ребятишками , солдатами то есть .        

Идём мы ( я, майор Власенко Юрий Владимирович , капитан Богданчик Пётр   Геннадьевич и кто-то ещё ) утром на службу . Вдоль забора «бобров» . Моросит   мелкий дождичек , выбираем дорожку   посуше . Навстречу движутся   три воина     и за полсотни метров вдруг (по грязи! ) переходят   на исключительно парадный     строевой   шаг с отданием воинской чести ! Прямо как воины Кремлёвского полка ! Сообразить сразу что-то трудно , уступаем им дорогу , приветствуем их   с не-   доумёнными выражениями лиц ! Небывалое явление !  

Богданчик всё спустя пару минут разъяснил : « Борис Борисович (это – Кирпищиков , комэск ) сам лично вчера со своими   строевую подготовку   проводил –     вон   какой   результат !».

           Командиры у нас в строевом отношении были на высоте .                  

 

@ Петрович – 40365 .

 

 

                                                                    *

 

           1   апреля . Самыми первыми начали шутить наши механики – то   кого-то с утра на КПП вызывают. Мол, родители приехали . И (для верности !) – бабушка. То   кого-то старшина «вызывает» – новое х/б получать . То сапоги крупного парня ставят   «малышу» , а его обувь , соответственно , «великану» . Эта   акция ещё до подъема выполняется . Вообщем, всяк по-своему   юмор проявляет . Весело !      

Офицеры , прапорщики – консервативнее . Не торопятся . Пока завтракают – ду-мают : что бы сотворить? Тут уж   шутки посерьезнее . И тяжеловеснее .Но только спустя сутки выявляется наиболее интересная придумка : в ТЭЧ полка зашел по каким-то надобностям прапорщик Р. , а там уж его «радуют» : «Тебя по «громкой» разыскивают уже полчаса ! Где ты болтаешься ?» Тот : « А кто ? Зачем?». «Кто –кто ! Теща приехала , а дома у тебя - потоп ! Да вроде электропроводку там замкнуло !». Такой каскад напастей и бед вряд ли   оставит кого-то равнодушным. Вот и наш Р. вскочил   на чей-то велик и - в   городок .        

В самом   деле - приехала теща из города , решила посуду помыть – кран сло-мала . Вода потекла и шнур электрообогревателя замкнуло . До пожара и жертв не дошло , но стресс   1 апреля   наш Р. получил небывалый ! А ведь люди пошутить всего-навсего хотели и   про тещу ничего не знали …      

Верно в народе   говорят: « В каждой шутке есть доля правды». Если не вся правда . Хорошая или плохая .                

                   Кому как повезёт.     

 

@ Петрович - 40 365 .

 

*

 

 

Как-то в зоне ЦЗ в самолет для проверки связи   посадили только что прибывшего из ШМАСа   солдатика . Опыта - нуль , а на ИПУ сидел практически дембель. Тот , что в самолете , влез на 7 –ой канал и орет как недорезанный: «ИПУ !Вас не слышно! ИПУ! Вас не слышно! ИПУ ! Вас не слышно!» и т.д. И не должно быть слышно – шли полеты. Посему сержант на ИПУ спокойно сидит и ждет «следующий !» . Вопли «паникера»   звучали долго , пока не кончилось терпение у кого-то на СКП : «Да уберите же этого дурака из самолета !»

                                                

@Коваль Богдан - 40 365. Канада.

 

 

                                                                                         *

 

Стоял я с двумя   узбеками - одногодками в карауле на ГСМ. Сменились. Через день нас моментом предъявили комбату новому нашему. Оказывается , что   пропало на складе 200 литров бензина . Это ж целая бочка!     Сыны Средней Азии в один голос : « Не зналь , не видаль …». Тогда на меня – мол местный , вот и загнал кому-то своим .     А родители у меня – учителя , оба – члены КПСС . И сам я   службу нес добросовестно , честно . Понять не могу – как такое могло случиться ?      

Списали пропавший бензин отцы-командиры на ….жаркую погоду ! В 1981году вплоть до начала августа дождей не было – мол испарился под воздействием солнца , солнечных лучей и выпаривания жидкостей из герметичных объемов . Я , бывший школьник , не мог не поверить в этот «диагноз» . Сейчас –то я понимаю , что начальник   склада умудрился –таки при сдаче объекта под охрану заболтать часового , как –то охмурить . Себе топливо уперли по приказу свыше – кому это сейчас интересно ? В нынешнее время мосты через Волгу «танцуют», не получив при строительстве 160 миллионов рублей. А виновных нашли сразу – аэродинамика , частотный   резонанс и гидрометеообстановка ….      

       Люди , как всегда на Руси , тут не при чем !                    

 

@ Беляев - РОХЗ ОБАТО. Волжск . РМЭ.

 

2  3   4  5  6  7  8  9